/ / / Исследование индивидуального учета тепла в МКД

Исследование индивидуального учета тепла в МКД

6 Ноября 2019
Исследование индивидуального учета тепла в МКД
Уважаемые партнёры и коллеги,

Хотели бы поделиться с вами результатами масштабного исследования опыта внедрения оплат по факту индивидуального потребления за отопление в ряде постсоциалистических стран (таких как Беларусь, Украина, Молдова, Литва, Киргизия, Казахстан, Сербия и др.), проведённого Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР).

В результате исследования установлено, что внедрение оплаты по факту индивидуального потребления приводит к дополнительному снижению потребления тепловой энергии на 15-25%, что позволяет, при комплексном подходе, добиться оптимизации работы системы теплоснабжения, повысить эффективность производства и распределения тепловой энергии, и в результате достичь финансово-экономической стабильности в секторе централизованного теплоснабжения.

Особое внимание при реализации программы модернизации должно уделяться формированию чёткой законодательной базы и широкому информированию потребителей тепловой энергии.

Ниже вы можете ознакомиться с аннотацией к докладу и скачать оригинал документа.


Краткое содержание и аннотация к докладу ЕБРР о Реализация проектов централизованного теплоснабжения: расширение прав потребителей благодаря справедливому учёту.

Доклад содержит анализ и обобщение опыта 10 постсоциалистических стран (Беларуси, Боснии и Герцеговины, Казахстана, Киргизской Республики, Литвы, Македонии (БЮРМ), Молдовы, Румынии, Сербии и Украины) по модернизации теплоснабжения жилищного фонда с внедрением общедомового и индивидуального регулирования и учёта.

Основными целями такой модернизации ставится не только энергосбережение, а ещё и такая важнейшая задача, как достижение финансово-экономической устойчивости сектора центрального теплоснабжения (ЦТС) за счёт приведения в соответствие реального потребительского спроса и объёмов выработки и распределения тепловой энергии.

При отсутствии индивидуального регулирования и учёта у конечных потребителей одной из главных проблемой сектора ЦТС является дисбаланс спроса и предложения: большинство потребителей получает тепловую энергию либо в избыточном, либо в недостаточном количестве. При этом теплоснабжающие организации на самом деле не имеют точной картины, сколько и куда тепловой энергии им необходимо поставлять. Они традиционно не ориентированы на такую задачу и нацелены на максимальный отпуск ресурса потребителям. Внедрение индивидуального регулирования и учёта создаёт одновременно и возможность, и мотивацию для потребителей к оптимальному потреблению тепловой энергии. В то же самое время, за счёт перехода к справедливой и прозрачной оплате, повышается качество услуги, растёт уровень доверия потребителей к поставщикам тепла, и, в итоге, улучшается собираемость платежей за ТЭ. Это позволяет прийти к финансовой и экономической стабильности сектора ЦТС.

В разделе 3 Доклада дан анализ технического состояния систем ЦТС с переходной экономикой и сформулирована Дорожная карта по модернизации теплоснабжения жилых домов, в которых проживает более одного потребителя (т.е., в нашей терминологии, МКД).
В Дорожную карту входят следующие основные составляющие:
-Установка индивидуальных тепловых пунктов (ИПТ) на вводе системы ЦТС в здания, возможные варианты — с децентрализаций горячего водоснабжения или без децентрализации.
-Установка терморегуляторов и радиаторных распределителей на отопительных приборах (так как подавляющая часть МКД существующего фонда имеет вертикальную разводку систем отопления)
-Ремонт домов с утеплением ограждающих конструкций, балансировкой трубопроводов тепло- и водоснабжения, реконструкция систем вентиляции с внедрением рекуперации.

В разделе 4 дан детальный анализ влияния описанного комплекса мер по модернизации на конечных потребителей, на поставщиков ТЭ и на государственный бюджет. Приведены результаты внедрения таких мероприятий на примере нескольких городов Венгрии, Сербии, Болгарии. Дан анализ социально-экономического эффекта и снижения выбросов CO2. Приведены реальные цифры затрат в расчёте на одну квартиру (220-250 евро), причём отмечается, что эти цифры аналогичны для нескольких стран, в частности, Болгарии, Румынии Сербии, Украины, по могут быть выше для стран с маленьким рынком энергоэффективности.

Экономическая эффективность различных составляющих «Дорожной карты» оценена в затратах на 1 сэкономленный киловатт в течение 20-летнего периода. Так, стоимость внедрения оплаты по факту потребления составляет всего 0,012 евро при стоимости 1 (сэкономленного) киловатта 0,060 евро.

В разделе 5 подробно описаны типичные проблемы, возникающие при внедрении рассматриваемых мероприятий. Основные группы проблем – технические, правовые и нормативные.

Из технических проблем для теплоснабжающих организаций авторы выделяют сложность выявление реальных потерь в магистральных сетях и снижение спроса на тепловую энергию.
Типичной правовой проблемой является отсутствие или несовершенство законодательства по ОФП (оплате по факту потребления). Внедрения общедомового и индивидуального учета должно быть узаконено, причём должно быть регламентировано обязательное распределение расходов на отопление в зависимости от фактического потребления. При этом необходимо разделение расходов на постоянную составляющую, не зависящую от измеренного индивидуального потребления, и переменную составляющую, зависящую от потребления. Переменная составляющая устанавливается в пределах от 55 до 75 %. Приведены также некоторые другие основные принципы, которые должны быть реализованы в законодательстве.

Нормативные проблемы заключаются, главным образом, в устоявшейся практике тарифообразования, ориентированной на максимальный отпуск ТЭ. При этом тариф рассчитывается исходя из запланированного спроса, рассчитанного по нормативу и потерь, также рассчитанных по нормативам. Принципиальными факторами перехода к новому тарифообразованию являются признание реальных потерь (которые выявляются после внедрения учёта на всех уровнях), а также необходимость инвестиций в модернизацию и компенсации снижения доходов поставщиков ТЭ из-за снижения отпуска вследствие оптимизации потребления жителями. В разделе даны конкретные рекомендации по новой более эффективной схеме формирования тарифов.

В последнем 6 разделе содержатся итоги и общие рекомендации. Отмечается, что основными элементами программы модернизации являются чёткое законодательство и высокий уровень информированности потребителей тепловой энергии. В частности, повышение тарифов (вследствие введения инвестиционной и компенсационной составляющей) может разрушить доверие потребителей, если они не понимают, что это необходимый этап реформирования, в результате которого они получат качественно новую прозрачную услугу. Поэтому информирование и образование потребителей играет огромную роль.

Главным стимулятором всех мероприятий должно быть государственное правительство, хотя для широкомасштабных изменений необходимо участие других заинтересованных лиц таких как законодательные и муниципальные органы, компании-поставщики ЦТС, объединения потребителей и др. «Не нужно изобретать велосипед, ведь множество европейских компаний-поставщиков ЦТС в течение многих лет успешно работали по системе ОФП. Лучше адаптировать существующую методику, чем разрабатывать плохую с нуля. Рекомендуется посещать компании-поставщиков ЦТС, у которых есть наработанный опыт во внедрении системы ОФП и УС.»


Скачать доклад ЕБРР о Реализация проектов централизованного теплоснабжения: расширение прав потребителей благодаря справедливому учёту


«Влияние межквартирных перетоков тепла на температурный режим помещений и на платежи жителей в контексте установки приборов учёта индивидуального потребления тепловой энергии на отопление в жилых многоквартирных домах».

Проблема перетоков тепла и связанные с ней риски значительных дополнительных платежей жителей была выдвинута специалистами Минстроя РФ в качестве основного аргумента при обосновании необходимости отмены обязательной установки приборов индивидуального учёта в здания нового строительства. Наши исследования показали, что даже без применения определённых технических и организационных мероприятий, указанных в Отчёте, существенно снижающих перетоки, их величина на порядок ниже альтернативных расчётов, выполненных по заказу Минстроя.

Многолетняя зарубежная и российская практика применения индивидуального учёта тепла на отопление показывает, что, в основном, оплата по фактическому потреблению тепла более справедлива и менее затратна для жителей по сравнению с оплатой по площади квартир, при которой у жителей полностью отсутствует мотивация к рациональному потреблению тепла и предотвращению избыточной подачи тепла в здание из теплосети («перетопов»).

Скачать отчет «Влияние межквартирных перетоков тепла на температурный режим помещений и на платежи жителей в контексте установки приборов учёта индивидуального потребления тепловой энергии на отопление в жилых многоквартирных домах»

На Отчёт получены положительные отзывы от следующих представителей профильных организаций:

1. Малявина Е.Г., к.т.н., профессор кафедры "Теплогазоснабжения и вентиляция" МГСУ.
2. Гаряев А.Б., д.т.н., профессор НИУ МЭИ, заведующий кафедрой "Тепломассообменные процессы и установки".
3. Табунщиков Ю.А., д.т.н., профессор, член-корреспондент РААСН, Президента НП АВОК.
4. Васильев Г.П., д.т.н., Председатель секции «Энергоэффективное строительство» объединённого НТС по вопросам градостроительной политики и строительства г. Москвы.
Возврат к списку
Выберите свой город